Автомобили советской богемы — как она добывала иномарки
---
Иномарки в Союзе, как правило, покупали подержанными через Управление делами дипкорпуса, которое реализовывало машины покинувших страну иностранцев.
До Великой Отечественной в Союзе не было магазинов, где продавали автомобили, а подавляющему большинству граждан идея купить машину и в голову бы не пришла: денег хватало на еду да на простую одежду. Тем не менее частные машины в стране были. Но лишь у граждан, в той или иной степени приближенных к власти: признанных ученых, писателей, режиссеров, актеров. Они покупали автомобили на немалые гонорары, но отнюдь не в магазине.
Чтобы приобрести машину, нужно было разрешение правительства, которому писали соответствующие письма, вплоть до просьб лично председателю Совнаркома Вячеславу Молотову.
Зато у некоторых особо уважаемых лауреатов в 1930-х было даже по паре машин. Скажем, у «красного графа» и знаменитого писателя Алексея Толстого.
Лиля Брик и Renault NN 6CV
А первым частным автомобилем в советской Москве после того, как у дореволюционных владельцев все машины конфисковали, стал Renault NN 6CV. В 1928-м, с трудом получив разрешение, этот автомобиль привез из Парижа Владимир Маяковский. Сам он за руль никогда не садился. Машину водили или наемный шофер, или подруга поэта Лиля Брик.
Режиссер Сергей Эйзенштейн возле Lincoln KA
Вообще, много лет советские писатели, режиссеры и актеры, как правило, ездили с водителями, которых сами и нанимали. Это касалось и великого режиссера Сергея Эйзенштейна, которого в середине 1930-х возили на двухдверном Lincoln KA. Кстати, это была довольно популярная тогда в СССР марка. На Lincoln, только большом — четырехдверном — возили и Максима Горького.
Иномарки в СССР тогда закупали небольшими партиями для обслуживания иностранцев, чиновников и особых граждан.
ГАЗ-АА писателя Михаила Пришвина
С начала 1930-х писатели и актеры стали получать право и на покупку отечественных автомобилей. Первой машиной известного писателя Михаила Пришвина стал ГАЗ-А. Потом он попросил разрешения купить «эмку» ГАЗ-М1, но машину выделили не сразу, а пока Пришвин стал владельцем грузовика ГАЗ-АА с будкой в кузове — эдакий дом на колесах. Потом у Пришвина была и «эмка», а после войны — Москвич-400, который, кстати, жив и по сей день.
Сказочник Бажов и реальная Победа ГАЗ-М20
После войны главной машиной обеспеченных людей стала Победа. Причем в те годы автомобили можно было купить свободно, поскольку тех, кто мог позволить себе подобные траты, было очень немного. Победы покупали очень многие артисты, писатели, придворные художники. Такой автомобиль был, например, у знаменитого уральского сказочника Павла Бажова.
Mercedes-Benz 170H художника Дейнеки
Однако в первые послевоенные годы в СССР появилась трофейные иномарки разных марок, моделей и классов. По сохранившимся документам, в семье певицы Лидии Руслановой было четыре немецких машины, включая Mercedes-Benz и Horch. А, скажем, в семье знаменитого художника, классического представителя большого стиля Александра Дейнеки был редкий заднемоторный Mercedes-Вenz 170H.
Валентина Серова в трофейном Opel 2L
У актрисы — звезды конца 1930-х Валентины Серовой и ее мужа, писателя, многократного лауреата Сталинской премии Константина Симонова тоже было несколько автомобилей, в том числе Opel 2L с заказным кузовом Glaser, Willys MB, а позднее вроде бы даже и привезенный из Америки Cadillac.
Академик архитектуры Щусев в Horch 853
Академика, архитектора Алексея Щусева, автора мавзолея Ленина и множества домов классического советского ампира, после войны возили в роскошном кабриолете Horch 853.
Cadillac V8 пианиста и актера Глеба Плаксина
Глеб Плаксин — пианист и актер — привез свой Cadillac из Франции. Плаксин родился в 1925-м а Париже, во время войны был в Сопротивлении, потом дошел с американской армией до Германии. В 1947-м купил десятилетний, но мало поезженный Cadillac V8, который и привез в 1955-м в СССР, решив жить в Союзе. На этой машине Плаксин ездил до начала 2000-х.
Марк Бернес со своей Волгой ГАЗ-М21
После ГАЗ-М20 Победа главной машиной страны стала, конечно же, Волга ГАЗ-21. Даже для обеспеченных людей покупка Волги была значительным событием. Вот и актер и певец Марк Бернес очень гордился своей машиной в экспортном исполнении и с белой крышей.
Универсал ГАЗ-22 Сергея Михалкова
Универсалы ГАЗ-22 свободно не продавали. В Москве было совсем немного таких частных Волг. В частности, у актера Юрий Никулина, а также поэта и драматурга, дважды автора государственного гимна Сергея Михалкова.
Волга ГАЗ-24 трагически погибшего в аварии хоккеиста Валерия Харламова
Дефицит автомобилей, особенно ГАЗ-24 Волга, вынуждал даже известных людей получать специальное разрешение на их приобретение или покупать машины в магазине «Березка», заработав для этого иностранную валюту. Волга звезды советского хоккея Валерия Харламова имела номер, соответствующий его номеру в сборной Союза. В этой машине Харламов, попав в аварию, трагически погиб.
За рулем Renault 16 актриса Марина Влади
Даже те, кто владел Волгой, в душе часто мечтали об иномарке. Их, как правило, покупали подержанными через Управление делами дипкорпуса (УПДК), которое реализовало машины покинувших Союз иностранцев. А вот первая иномарка Высоцкого — Renault 16 — была привезена в Москву его женой, французской актрисой Мариной Влади.
Владимир Высоцкий и BMW E12
Позднее у Высоцкого появился ранний BMW семейства E12, а уж потом Мерседесы — сначала четырехдверный W116, привезенный из-за границы, потом и двухдверный W107, купленный в Москве у иностранца.
Звезда советского цирка Олег Попов в своем Фольксвагене Жук
Даже простенькие Volkswagen Kafer были довольно престижными. На такой машине, в частности, ездил знаменитый цирковой клоун Олег Попов, а потом и безумно популярный в те годы актер Савелий Крамаров, который начинал еще с Москвича-407.
Виктор Луи и редчайший довоенный Bentley
Виктор Луи был и остается довольно загадочной фигурой. Он считался независимым журналистом и корреспондентом нескольких зарубежных изданий, но выполнял и щекотливые поручения советских спецслужб. У Луи был роскошный дом под Москвой и несколько иномарок, включая, скажем Porsche 911 и редчайший довоенный Bentley 4 ¼ L с заказным немецким кузовом Erdmann & Rossi. Потом машина пострадала при пожаре в гараже, и след ее затерялся.
Звезда Большого театра Марис Лиепа со своим AMC Gremlin
Главной мечтой советских граждан всегда был Mercedes или американский автомобиль. Звезда балета Большого театра Марис Лиепа некоторое время ездил на относительно небольшом, зато оригинальном внешне американском AMC Gremlin.
Mercedes-Benz W 123 режиссера Георгия Товстоногова
Уже в перестроечные времена известные актеры, режиссеры, писатели получили возможность свободно привозить машины из-за рубежа. Обычно покупали подержанные экземпляры, часто — популярные тогда Mercedes-Benz W123. Подобные автомобили были у очень многих. В том числе, например, у Эльдара Рязанова и режиссера ленинградского БДТ Георгия Товстоногова.
Ну а потом пришли другие времена…
До Великой Отечественной в Союзе не было магазинов, где продавали автомобили, а подавляющему большинству граждан идея купить машину и в голову бы не пришла: денег хватало на еду да на простую одежду. Тем не менее частные машины в стране были. Но лишь у граждан, в той или иной степени приближенных к власти: признанных ученых, писателей, режиссеров, актеров. Они покупали автомобили на немалые гонорары, но отнюдь не в магазине.
Чтобы приобрести машину, нужно было разрешение правительства, которому писали соответствующие письма, вплоть до просьб лично председателю Совнаркома Вячеславу Молотову.
Зато у некоторых особо уважаемых лауреатов в 1930-х было даже по паре машин. Скажем, у «красного графа» и знаменитого писателя Алексея Толстого.
Лиля Брик и Renault NN 6CV
А первым частным автомобилем в советской Москве после того, как у дореволюционных владельцев все машины конфисковали, стал Renault NN 6CV. В 1928-м, с трудом получив разрешение, этот автомобиль привез из Парижа Владимир Маяковский. Сам он за руль никогда не садился. Машину водили или наемный шофер, или подруга поэта Лиля Брик.
Режиссер Сергей Эйзенштейн возле Lincoln KA
Вообще, много лет советские писатели, режиссеры и актеры, как правило, ездили с водителями, которых сами и нанимали. Это касалось и великого режиссера Сергея Эйзенштейна, которого в середине 1930-х возили на двухдверном Lincoln KA. Кстати, это была довольно популярная тогда в СССР марка. На Lincoln, только большом — четырехдверном — возили и Максима Горького.
Иномарки в СССР тогда закупали небольшими партиями для обслуживания иностранцев, чиновников и особых граждан.
ГАЗ-АА писателя Михаила Пришвина
С начала 1930-х писатели и актеры стали получать право и на покупку отечественных автомобилей. Первой машиной известного писателя Михаила Пришвина стал ГАЗ-А. Потом он попросил разрешения купить «эмку» ГАЗ-М1, но машину выделили не сразу, а пока Пришвин стал владельцем грузовика ГАЗ-АА с будкой в кузове — эдакий дом на колесах. Потом у Пришвина была и «эмка», а после войны — Москвич-400, который, кстати, жив и по сей день.
Сказочник Бажов и реальная Победа ГАЗ-М20
После войны главной машиной обеспеченных людей стала Победа. Причем в те годы автомобили можно было купить свободно, поскольку тех, кто мог позволить себе подобные траты, было очень немного. Победы покупали очень многие артисты, писатели, придворные художники. Такой автомобиль был, например, у знаменитого уральского сказочника Павла Бажова.
Mercedes-Benz 170H художника Дейнеки
Однако в первые послевоенные годы в СССР появилась трофейные иномарки разных марок, моделей и классов. По сохранившимся документам, в семье певицы Лидии Руслановой было четыре немецких машины, включая Mercedes-Benz и Horch. А, скажем, в семье знаменитого художника, классического представителя большого стиля Александра Дейнеки был редкий заднемоторный Mercedes-Вenz 170H.
Валентина Серова в трофейном Opel 2L
У актрисы — звезды конца 1930-х Валентины Серовой и ее мужа, писателя, многократного лауреата Сталинской премии Константина Симонова тоже было несколько автомобилей, в том числе Opel 2L с заказным кузовом Glaser, Willys MB, а позднее вроде бы даже и привезенный из Америки Cadillac.
Академик архитектуры Щусев в Horch 853
Академика, архитектора Алексея Щусева, автора мавзолея Ленина и множества домов классического советского ампира, после войны возили в роскошном кабриолете Horch 853.
Cadillac V8 пианиста и актера Глеба Плаксина
Глеб Плаксин — пианист и актер — привез свой Cadillac из Франции. Плаксин родился в 1925-м а Париже, во время войны был в Сопротивлении, потом дошел с американской армией до Германии. В 1947-м купил десятилетний, но мало поезженный Cadillac V8, который и привез в 1955-м в СССР, решив жить в Союзе. На этой машине Плаксин ездил до начала 2000-х.
Марк Бернес со своей Волгой ГАЗ-М21
После ГАЗ-М20 Победа главной машиной страны стала, конечно же, Волга ГАЗ-21. Даже для обеспеченных людей покупка Волги была значительным событием. Вот и актер и певец Марк Бернес очень гордился своей машиной в экспортном исполнении и с белой крышей.
Универсал ГАЗ-22 Сергея Михалкова
Универсалы ГАЗ-22 свободно не продавали. В Москве было совсем немного таких частных Волг. В частности, у актера Юрий Никулина, а также поэта и драматурга, дважды автора государственного гимна Сергея Михалкова.
Волга ГАЗ-24 трагически погибшего в аварии хоккеиста Валерия Харламова
Дефицит автомобилей, особенно ГАЗ-24 Волга, вынуждал даже известных людей получать специальное разрешение на их приобретение или покупать машины в магазине «Березка», заработав для этого иностранную валюту. Волга звезды советского хоккея Валерия Харламова имела номер, соответствующий его номеру в сборной Союза. В этой машине Харламов, попав в аварию, трагически погиб.
За рулем Renault 16 актриса Марина Влади
Даже те, кто владел Волгой, в душе часто мечтали об иномарке. Их, как правило, покупали подержанными через Управление делами дипкорпуса (УПДК), которое реализовало машины покинувших Союз иностранцев. А вот первая иномарка Высоцкого — Renault 16 — была привезена в Москву его женой, французской актрисой Мариной Влади.
Владимир Высоцкий и BMW E12
Позднее у Высоцкого появился ранний BMW семейства E12, а уж потом Мерседесы — сначала четырехдверный W116, привезенный из-за границы, потом и двухдверный W107, купленный в Москве у иностранца.
Звезда советского цирка Олег Попов в своем Фольксвагене Жук
Даже простенькие Volkswagen Kafer были довольно престижными. На такой машине, в частности, ездил знаменитый цирковой клоун Олег Попов, а потом и безумно популярный в те годы актер Савелий Крамаров, который начинал еще с Москвича-407.
Виктор Луи и редчайший довоенный Bentley
Виктор Луи был и остается довольно загадочной фигурой. Он считался независимым журналистом и корреспондентом нескольких зарубежных изданий, но выполнял и щекотливые поручения советских спецслужб. У Луи был роскошный дом под Москвой и несколько иномарок, включая, скажем Porsche 911 и редчайший довоенный Bentley 4 ¼ L с заказным немецким кузовом Erdmann & Rossi. Потом машина пострадала при пожаре в гараже, и след ее затерялся.
Звезда Большого театра Марис Лиепа со своим AMC Gremlin
Главной мечтой советских граждан всегда был Mercedes или американский автомобиль. Звезда балета Большого театра Марис Лиепа некоторое время ездил на относительно небольшом, зато оригинальном внешне американском AMC Gremlin.
Mercedes-Benz W 123 режиссера Георгия Товстоногова
Уже в перестроечные времена известные актеры, режиссеры, писатели получили возможность свободно привозить машины из-за рубежа. Обычно покупали подержанные экземпляры, часто — популярные тогда Mercedes-Benz W123. Подобные автомобили были у очень многих. В том числе, например, у Эльдара Рязанова и режиссера ленинградского БДТ Георгия Товстоногова.
Ну а потом пришли другие времена…
Источник: 4kolesa.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]